Классификация пластичных смазок
Производители еще не пришли к созданию единой и полной спецификации смазок. Поэтому каждый решает сам (видимо, в зависимости от требований стран, где он продает свою продукцию) как маркировать смазку, как ее позиционировать (для чего она и как ее использовать), какие характеристики сообщать.
Существует классификация от NLGI (таблица 1), которую можно увидеть на многих этикетках. Аббревиатура NLGI расшифровывается как National Lubricating Grease Institute (NLGI) Национальный институт пластичных смазок США. Первый параметр, которым оперирует одноименная классификация, это «консистенция смазки» (проще говоря, степень ее густоты). В соответствии с методикой института, при помощи лабораторного метода «рабочей пенетрации» измеряется густота. Определение этого параметра производится с помощью пенетрометра с конусом, который опускают на пять секунд в смазку при температуре 25°С. Глубина погружения конуса измеряется и выражается в десятых долях миллиметра. Обычно пенетрацию определяют как у перемешанной, так и не перемешанной смазки. Разница этих показателей характеризует стабильность смазки и способность выдержать механические нагрузки. Кроме того, чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Существует девять категорий от 000 до 6:
- категории 000 и 00 являются полужидкими смазками, использующимися в качестве альтернативы маслам в механизмах и централизованных системах смазки с малым сечением подающих каналов (например, в двигателях современных грузовиков)
- 0 и 1 категории для применения в главных централизованных системах смазки (например промышленное оборудование, грузовые автомобили)
- категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников (заметим, что категория 2 наиболее
распространена среди пластичных смазок для легкового транспорта) - категории 4 и 6 представляют исключительно густые смазки и используются редко.
Помимо деления согласно показателю консистенции, NLGI разбивает смазки на категории качества. Для определения соответствия тому или иному классу помимо консистенции определяется температура каплепадения, а также стойкость к окислению и испарению, изменению консистенции, антикоррозионных свойств, совместимость с эластомерами, низкотемпературный момент вращения и т.д. Рассмотрим представленные NLGI категории подробнее.
Смазки категории NLGI LA используются для элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Класс | Диапазон пенетрации |
Визуальная оценка консистенции |
000 | 445-475 | Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу |
00 | 400-430 | Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу |
0 | 355-385 | Мягкая |
1 | 310-340 | Мягкая |
2 | 265-295 | Вазелинообразная |
3 | 220-250 | Почти твердая |
4 | 175-205 | Твердая |
5 | 130-160 | Твердая |
6 | 85-115 | Очень твердая, мылообразная |
Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Они должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также беречь шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI LB используются для элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при температуре от -40°C до +120°C при продленном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок. Обычно рекомендуются
смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI GA используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации. Требования к качеству: Смазки должны удовлетворительно смазывать подшипники при ограниченной температуре от -20°C до +70°C. Дополнительных требований нет.
Смазки категории NLGI GB используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°C до +120°C и даже до +160°C. Должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки других степеней NLGI - NLGI 1 и NLGI 3.
Смазки категории NLGI GC используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в тех автомобилях, подшипники которых нагреваются до высокой температуры. Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоппстарт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°C до +160°C и даже до +200°C. Смазки должны быть стойкими к окислению,
испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки NLGI NLGI 1 и NLGI 3.
Класс вязкости |
Предельные показатели вязкости, cSt/40°С |
Средняя вязкость, cSt/40°С |
|
Мин. | Макс. | ||
2 | 1,98 | 2,42 | 2,2 |
3 | 2,88 | 3,52 | 3,2 |
5 | 4,14 | 5,06 | 4,6 |
7 | 6,12 | 7,48 | 6,8 |
10 | 9 | 11 | 10 |
15 | 13,5 | 16,5 | 15 |
22 | 19,8 | 24,2 | 22 |
32 | 28,8 | 35,2 | 32 |
46 | 41,4 | 50,6 | 46 |
68 | 61,2 | 74,8 | 68 |
100 | 90 | 110 | 100 |
150 | 135 | 165 | 150 |
220 | 198 | 242 | 220 |
320 | 288 | 352 | 320 |
460 | 414 | 506 | 460 |
680 | 612 | 748 | 680 |
1000 | 900 | 1100 | 1000 |
1500 | 1350 | 1650 | 1500 |
Классификации | Состав масла |
Индекс вязкости |
Использование | |
ISO | DIN | |||
HH | H | Минеральное масло без присадок |
- | Применяется в более старых системах, не предъявляющих особых требований к маслу |
HL | HL | Масло с антикоррозионными и антиокислительными присадками | ≥70 | Масло с большим сроком службы, чем HH, для которых не критичны противоизносные свойства. Давление |
HM | HLP | Масло HL, содержащее противоизносные присадки | ≥90 | Для более современных систем с длительным сроком замены масла и защитой от изнашивания. Давление >100 bar |
HV | HLP-V | Масло HM с улучшенными вязкостно-температурными свойствами (содержащими загуститель) | ≥120 | Для современных гидравлических систем, работающих в широком температурном диапазоне (наружное применение круглый год). Давление >100 bar |
- | HLP-D | Масло HL, содержащее моюще-диспергирующие присадки | - | Для систем, где также предусмотрен удлиненный срок обслуживания |
- | HLP AF | Масло класса HLP, не содержащее цинка | ≥90 | Для систем с посеребряными контактами и большим количеством цветных металлов и сплавов |
HS | - | Синтетические жидкости без специальных требований к огнестойкости | - | - |
HE | - | Экологические продукты | - | - |
Для обозначения категорий смазок NLGI использует символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB. Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке или в описании обычно указываются символы категории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, используется редко, аналогичной европейской системы нет.