Из истории развития тракторной техники в России
Еще с советских времен основными поставщиками мощных бульдозеров для отечественной промышленности являются два завода - Челябинский тракторный завод -ЧТЗ (в настоящее время - ООО «ЧТЗ-Уралтрак») и Чебоксарский завод промышленных тракторов ЧЗПТ( в настоящее время - ОАО «Промтрактор»). Сегодня парк бульдозерной техники в основном представлен машинами, разработанными ЧТЗ и ЧЗПТ еще в 1980-е годы. Трудные в экономическом плане 1990-е годы оставили свой отпечаток, парк изношен и заполнен устаревшими моделями. И если в нефтегазовой отрасли обновление парка проходило и проходит более-менее стабильно, то в горнодобывающих отраслях наблюдается настоящий провал.
Самой массовой машиной, используемой до сегодняшнего дня, является трактор Т-170 производства ЧТЗ. Еще в марте 1988 г. тракторостроители приступили к производству Т-170, который оснащали доработанным дизельным двигателем Д160. Трактор внешне очень походит на своего предшественника - трактор Т-130 и отличается от него доработанной трансмиссией. Последней попыткой глубокой модернизации стало в 1991 г. начало серийного выпуска нового базового трактора Т-10 с гидромеханической трансмиссией. К сожалению, ни оснащение завода, ни уровень специалистов не позволили новой машине сменить ветерана Т-170 с механической трансмиссией и морально устаревшим двигателем Д160.
Всего в эксплуатации в настоящее время по разным оценкам находится от 20 до 30 тысяч отечественных тракторов 10-го класса. Объем продаж составил в 2008г. ~ 4-4,5 тыс. единиц включая до 700 единиц техники китайского производства Шантуй и Шева. Масштабные проекты в Российской экономики по развитию сырьевой базы на Урале, в Сибири, запланированные до кризиса 2008г., с большой долей вероятности будут реализованы в ближайшие 10 лет. Это потребует, по крайней мере, указанного уровня предложения тракторной техники.
Традиционная приспособленность ремонтных служб предприятий к отечественной технике, дешевизна запасных частей - все это является бесспорным преимуществом по сравнению с импортной техникой, даже при более высокой на начальном этапе надежности последней. Часто приходится слышать на разрезах и в карьерах, что покупка импортного бульдозера - это эйфория на три года. Когда техника начинает требовать ремонта, а это неизбежно, появляются серьезные проблемы. Дороговизна запасных частей, невозможность провести ремонт собственными силами, большие сроки поставки запчастей - всё это становится серьёзным препятствием в работе. Техника должна работать, а значит придется покупать очень дорогие импортные запчасти.
Рынок современных тракторов российского производства на сегодняшний момент на 90% обеспечивается техникой ЧЕТРА. Однако уровень цен на нее по многим причинам остается крайне высоким.
Поэтому появление новых образцов современных, надежных машин с нормальным «российским уровнем» цены востребован большинством покупателей, умеющим контролировать свои капитальные затраты.
С уважением, Зам ГД завода ДСТ
Евгений Вл. Калашников