Классификация смазочных материалов.
Типы смазочных материалов
Существует ряд классификаций смазочных материалов по назначению, но ни одна из них не отображает существующего многообразия смазок и масел. Поэтому приведем общие сведения про основные группы смазочных материалов, применяемых в автомобильной сфере.
Моторные масла - это смазочные масла, используемые в поршневых двигателях для уменьшения трения скольжения и износа деталей и узлов, отвода тепла от трущихся поверхностей и уплотнения зазоров в цилиндропоршневых группах. Моторные масла подвергаются значительным механическим и термическим воздействиям. Они не должны сильно разжижаться топливом, образовывать осадки и смолистые отложения, терять текучесть при низких температурах, вспениваться и интенсивно испаряться. Должны обладать хорошими противоизносными и антифрикционными свойствами, не вызывать коррозию металлов и не разрушать другие материалы, используемые в двигателях.
Современные моторные масла подразделяются на три основные вида: минеральные (Mineral), синтетические (Fully Synthetic), частично синтетические (Semi Synthetic, Teilesyntetisches). Все они состоят из базовых масел и точно подобранного пакета присадок, который вводится для улучшения эксплуатационных свойств. Для надежного смазывания двигателя и обеспечения его ресурса все моторные масла должны отвечать целому комплексу требований.
Вязкостноотемпературные свойства масла (определяются классификацией SAE J300) должны обеспечить:
- прокручивание двигателя стартером при низкой температуре и беспрепятственное продвижение масла
по масляной системе. Для этого вязкость масла не должна быть чрезмерной. - при высокой температуре надежность масляной пленки между трущимися деталями и поддержание необходимого давления в смазочной системе. Для этого масло не должно иметь очень малую вязкость.
Применяемый пакет присадок должен обеспечивать дополнительно:
- защиту от механического износа;
- стойкость масла к старению и предотвращение окисления, приводящего к потере свойств (изменение вязкости, увеличение коррозионной активности, склонности к образованию отложений и т. д.);
- чистоту деталей двигателя;
- предотвратить «слипание» частиц загрязнений и поддерживать их во взвешенном состоянии, не допуская возможности образования отложений;
- предотвратить коррозию деталей двигателя, выполненных из сплавов цветных металлов.
Трансмиссионные масла применяют в коробках передач, мостах, раздаточных коробках, механизмах рулевого управления, то есть везде, где вращающий момент передается либо зубчатыми парами, либо посредством самого масла, как, например, в гидромеханических передачах. Как правило, зубчатые передачи и находящиеся внутри агрегатов подшипники смазываются погружением в масло и разбрызгиванием. Однако бывают конструкции, в которых такой смазки недостаточно. Тогда делается принудительный подвод масла под давлением.
Для обеспечения работоспособности механизмов трансмиссионные масла должны обладать определенными свойствами и выполнять следующие функции:
- предотвращать износ поверхностей трения за счет образования стойкой масляной пленки;
- снижать потери на трение в зубчатых зацеплениях;
- отводить теплоту от поверхностей трения;
- удалять продукты износа из зон трения;
- защищать детали от коррозии;
- снижать ударные нагрузки на шестерни, вибрации и шум, уплотняя зазоры между поверхностями трения.
Разнообразие техники, видов трансмиссий, режимов и условий их эксплуатации привело к многообразию вырабатываемых трансмиссионных масел. Это, в свою очередь, вызвало необходимость разработки и применения классификаций этих масел, которые позволяют правильно решить вопрос выбора сорта масла для каждой конкретной конструкции трансмиссии.
Пластичные смазки (консистентные смазки, от лат. consistooсостою, застываю, густею), мазее или пастообразные смазочные материалы, получаемые введением твердых загустителей в жидкие нефтяные или синтетические масла и их смеси. Как правило, пластичные смазки (в литературе их для краткости часто называют просто смазками) трехкомпонентные коллоидные системы, содержащие дисперсионную среду (жидкая основа), дисперсную фазу (загуститель), модификаторы структуры и добавки (наполнители, присадки). Благодаря высокой концентрации коллоидные частицы загустителя образуют структурный каркас, в ячейках которого прочно удерживается масло. Благодаря этому пластичные смазки имеют уникальное свойство сочетание свойств жидкого и твердого вещества. Пластичные смазки применяют там, где нет возможности полноценно использовать жидкие масла то есть быстро их обновлять. К примеру, около 90% всех подшипников качения в мире смазываются именно пластичными смазками.
Кстати, консистентные смазки были придуманы человечеством еще тогда, когда ни моторного масла, ни самого мотора не было и в проекте, а единственным «двигателем» четырех и двухколесной «техники» была лошадь. Древние египтяне обратили внимание, что при смазывании осей боевых колесниц растительным маслом или животным жиром с добавлением кальция уменьшается неприятный скрип, да и «подвеска» живет дольше. Первые упоминания об этом явлении относятся к IV тыс. до нашей эры.
Компрессорные масла - используются для смазки автомобильных кондиционеров. Это нефтяные или синтетические масла, для улучшения герметичности камер сжатия, уменьшения трения и износа, отвода теплоты в поршневых и роторных компрессорах.
В зависимости от того, какие требования предъявляются к компрессорному маслу, и в каких областях планируется его применение, компрессорные масла подразделяются на различные классы:
- компрессорные масла, предназначенные для смазывания поршневых и ротационных компрессоров;
- компрессорные масла, предназначенные для обеспечения работоспособности турбокомпрессорных машин;
- компрессорные масла, предназначенные для смазывания узлов и деталей холодильных компрессоров.
Гидравлические масла (жидкости) - применяя ются в гидросистемах различных исполнительных механизмов. Поскольку их основной функцией является приведение последних в действие за счет гидростатического давления, их часто называют гидравлическими жидкостями. Гидравлические жидкости на нефтяной основе готовят с использованием глубокоочищенных базовых масел и антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, вязкостных, антифрикционных и антипенных присадок. Широко применяются гидравлические жидкости и без присадок.
Источник: AutoExpert